Содержание раздела
Условия доступа и обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью
Сведения об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «Школа №75» в соответствии с требованиями свода правил обеспечиваются условия для обучения инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения- маломобильных групп населения (МГН), и равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.
Школа оборудована вспомогательными средствами: при входе в здание имеется лифт; на входной двери расположен звонок для вызова сотрудника учреждения; на 1 этаже располагаются туалеты для инвалидов и лиц с ОВЗ, лифты для перемещения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями внутри здания, имеются инвалидная коляска и гусеничный подъемник, специальная учебная мебель. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ обслуживаются вне очереди.
В случае перевозки маломобильных групп населения (МГН) автотранспортом на территорию лицея проезд обеспечен автоматическими воротами.
Пути движения внутри здания доступны частично избирательно следующим категориям инвалидов: с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха и умственного развития.
Для обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников школы установлена и используется электронная система «1С: Школьная проходная», которая позволяет управлять и разграничивать права доступа в здание учреждения. Поэтому имеется возможность контролировать доступ каждого сотрудника, ученика, посетителя школы в любое время.
Сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Столовая школы «Апельсинка» – это современное оборудование для приготовления пищи, это уютный оформленный в теплых апельсиновых тонах зал для приема пищи. Разнообразное и вкусное питание – залог здоровья обучающихся. Столовая обслуживает обучающихся в режиме пятидневной недели с 8.00 ч. до 16.50 ч. в обеденном зале, оборудованном на 500 посадочных мест. Наряду с организованным питанием для всех обучающихся работает буфет. В буфете в постоянной продаже свежие кондитерские и булочные изделия, соки, горячий чай. Питание учащихся МАОУ обеспечивает МУП «Столовая №1» города Ростова-на-Дону в соответствии с договором на оказание услуг по организации питания. Для обеспечения питания учащихся разработано двухнедельное меню. Входные двери столовой предусмотрены для детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дети — инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льготы.
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе осуществляется на основе договора с МБУЗ «Детская городская поликлиника №18» города Ростова-на-Дону. Основной задачей медицинского персонала является контроль динамики здоровья и развития обучающихся, организация комплекса гигиенических, санитарно-противоэпидемических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляется проветривание кабинетов, ежедневная влажная уборка кабинетов и рекреаций. В течение года ведется оздоровление обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в учреждении проводятся медицинские осмотры обучающихся с 1 по 11 класс, которые проходят для обучающихся 1-5 классов в медицинском кабинете школы, а для остальных организован осмотр в детской поликлинике узкими специалистами. Особое внимание уделяется диспансеризации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, находящихся под опекой, и детей из семей, попавших в трудную семейную ситуацию. Составлены индивидуальные учебные планы для обучающихся инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются индивидуально на дому. Получить информацию и консультацию можно в часы работы медицинского кабинета: в понедельник, вторник, четверг – с 8.30 до 16.15, в среду, пятницу – с 12.00 до 16.30.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В постоянном режиме функционируют два компьютерных класса, медиатека. Оснащены компьютерами все кабинеты, в том числе: информационно-библиотечный центр, бухгалтерия, отдел кадров, методический кабинет, кабинеты администрации, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда. Компьютерный парк школы содержит более 150 компьютеров. Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в медиатеке, библиотеке, компьютерных кабинетах.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся школы, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к электронным образовательным ресурсам.
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашей школе для получения качественного образования созданы специальные условия, которые позволяют обучать ребенка с помощью специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, согласно его психофизического развития.
1. Методический кабинет – 20 кв.м.
Для успешной деятельности практического психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования психологического кабинета МБОУ «Школа №75» базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.
Кабинет психологической службы располагаются на четвертом этаже школы, в левом крыле здания. Цвет стен, пола, мебели, штор подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.
Пространство кабинета организованно в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога – психолога, поделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
◦ зона консультативной и диагностической работы;
◦ зона организационно-планирующей деятельности.
Зона консультативной и диагностической работы:
Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей человеку, пришедшему на прием к школьному психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона оформлена максимально комфортно, способствует этому такие элементы интерьера, как угловой диван, журнальный столик, на котором располагается композиции из комнатных растений, банкетка. Так же в этой зоне находятся шкафы, где размещены необходимые диагностические, методические материалы, инструментарий для проведения психологического обследования, литература. Эта зона работы выделяется в стороне от рабочего стола педагога-психолога, на достаточном расстоянии от него.
Зона организационно-планирующей деятельности:
Рабочие место оснащено оргтехникой – компьютер, принтер и калькулятор, что позволяет максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т.д.
В данной зоне размещены так же оргтехника, компьютеры, 5 письменных стола с необходимыми материалами и средствами для работы, шкафы для методической литературы, нормативной документации, инструментария, раздаточного материала и т. д.
Кабинет педагога-психолога располагает различными методическими материалами по направлениям (см. паспорт кабинета).
В копилке диагностического инструментария педагога-психолога находятся материалы по направлениям:
▪ психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению;
▪ школьная тревожность;
▪ мотивация учебной деятельности;
▪ рисуночные проективные тесты;
▪ изучение психических процессов;
▪ характерологические особенности детей;
▪ психологическое сопровождение учителей во время прохождения аттестации;
▪ профилактика эмоционального выгорания педагогов (компьютерная диагностика) и другие методики.
2. Кабинет индивидуальной коррекционно-развивающей работы -10 кв. м.
При индивидуальной коррекционно-развивающей работе используются элементы песочной терапии. Это способствует созданию естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность, позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Для песочной терапии используется большой выбор миниатюрных объектов, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда, сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы. Кроме миниатюрных фигур в кабинете находятся: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы ребенок мог создать свой объект, то чего нет в коллекции.
3. Комната психологической разгрузки. – 15 кв. м.
Сенсорная комната — это своего рода окружение, призванное дать ребенку спокойствие, ощущение безопасности. Эта комната комплексно воздействует на органы чувств и нервную систему человека. Она жизненно необходима для детей, у которых наблюдается проблемы в развитии, в процессе поведенческой и социальной адаптации.
Общая площадь кабинета 17 кв. м. Располагается на втором этаже школы. Во время занятий на входной двери вывешивается предупреждение о соблюдении тишины.
Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, покрытие на полу, стены светлых оттенков и мебель в тон, негромкое звучание спокойной музыки
– все способствует успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.
Освещение в комнате осуществляется при помощи ламп дневного света.
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на функциональные блоки:
релаксационный и активационный.
Сухой бассейн с подсветкой, с мягкими стенами наполнен пластиковыми полупрозрачными шариками диаметром 8 см. Лежа в бассейне, ребенок выбирает позу, в которой ему легче всего расслабиться. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создать мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Цвета шариков постепенно изменяются благодаря цветовой подсветке, а проплывающие по стенам под успокаивающую релаксационную музыку цветовые пятна создают необходимую атмосферу спокойствия и безопасности. Сухой бассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр.
Панно «Звездное небо» представляет панно в виде звездного неба, в котором периодически мерцают звездочки. Хорошее средство для зрительной стимуляции.
Комната психологической разгрузки оснащена современным визуальным и аудио оборудованием, необходимым для проведения занятий с разными категориями детей.
Мягкий модульный набор – способствует развитию у ребенка моторных навыков, внимания, настойчивости и уверенности в своих действиях. Разнообразия модулей по форме и цвету способствует сенсорному и познавательному развитию детей. Во время игр у них развивается творческие способности и пространственное мышление. Играя с модулями, дети начинают ориентироваться в таких свойствах предмета, как форма, величина, способны избирательно относится к цвету.
Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, спрятавшись за «струями» лент «сухого дождя», от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства. Основанием «сухого душа» служит безопасное пластиковое зеркало. Зайдя внутрь, можно посмотреть вверх и увидеть в нем себя.
Сенсорная тропа для ног – это дорожка из мешочков с различными наполнителями (галька, мелкие камешки и т.д.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным для детей любого возраста. Ходьба по ней полезна для развития тактильного восприятия, координация и профилактика плоскостопия. Для получения лучших ощущений, рекомендуется ходить по дорожке в тонких носках.
В интерактивной среде сенсорной комнаты осуществляется немедикаментозное воздействие на ребенка. Это позволяет уравновесить, гармонизировать его психоэмоциональное состояние, корректировать психосоматическое состояние здоровья детей, имеющие нарушения в эмоционально-волевой, двигательной сфере, с ограниченными возможностями здоровья.